Страницы истории колледжа. Колледж в лицах. Михаил Матусовский.

90let+lenta1

Первый основной выпуск техников-строителей в нашем учебном заведении  состоялся в 1933 году. Среди них был поэт-песенник Михаил Матусовский.

matusovskiy_mihail_1После окончания семилет­ней школы перед Мишей Матусовским стал вопрос о даль­нейшем образовании. Родители настаивали на выборе техни­ческой профессии. Однако Ми­хаилу как сыну «лишенца» (че­ловека, имеющего «свое» дело, и поэтому лишенного избира­тельных прав) было отказано в учебе в выбранном технику­ме.

Родителине могли прими­риться с тем, что их сын не по­лучит образования. «Папа оби­вал пороги начальства, сидел в приемных, кого-то дожида­ясь…» Точно неизвестно, то ли сыграла роль известность отца (прим. известного фотографа города), к которому приходили фотографироваться не только простые горожане, но и местные руково­дители, то ли помогло ходатайс­тво знаменитого фотографа из Москвы, который находился проездом в Луганске, однако Михаила принимают в техни­кум гражданского и промыш­ленного строительства.

матусовский

Так юноша стал овладевать профессией строителя, учить­ся мерзнуть на ветру, готовить строительный раствор, рыть котлованы и в перерывах писать стихи. Михаил, будучи студен­том, руководил строительством здания медсанчасти на терри­тории паровозостроительного завода. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны многие заводские помещения будут разрушены. Но здание бывшей медсанчасти останется стоять прочно и надёжно. Узнав об этом, Матусовский напи­шет: «Вот ведь как получается: сколько сгорело городов и де­ревень, рухнуло очагов и кро­вель, а скромный двухэтажный домик, для которого достаточно было бы одной небольшой фу­гаски, стоит себе и стоит. Если бы хоть две стихотворные стро­ки мои выдержали такое испы­тание временем, как дом моей юности!»

Однако вскоре оказалось, что «…учиться в техникуме скучно. Некоторое разнообра­зие вносит только пожарная команда, расположенная тут же во дворе». В начале 1930-х годов строительный техникум нахо­дился в здании бывшей город­ской думы. А пожарная часть базировалась там еще с конца XIX века. Ныне в этом здании располагается Музей истории и культуры города Луганска.

Музей_историиВ годы юности Михаила Матусовского Луганск стал одним из флагманов промышленнос­ти страны. Паровозостроитель­ный завод выпустил в 1934 году 226 мощных паровозов «ФД» (Феликс Дзержинский). На Все­мирной выставке в Париже в 1937 году этот локомотив был удостоен первой премии и зо­лотой медали. Закончив техни­кум, Михаил идет работать на этот завод.

«Мне было девятнадцать лет, когда я пришел в котлованы Луганстроя, на строительство осеобдирочного цеха, в качест­ве десятника. Прорабом на этой стройке был инженер Дегтя­рев, не дававший поблажек ни себе, ни другим. Он появлялся на стремянках неожиданно, по ночам, и никто не знал, когда он отдыхает.

В то время на стройках пер­вых пятилеток возникла поэтичная легенда о Железном прорабе, о неутомимом одино­ком человеке, посвятившем всю свою жизнь строительству. Со­гласно этой легенде, Железный прораб обходит строительную площадку и поднимается на леса, и ничто не может укрыть­ся от его воспаленных, не веда­ющих сна глаз. Наш инженер Дегтярев казался мне тогда Же­лезным прорабом. Я благодарен жизни за то, что мне довелось начинать свой путь и работать под его строгим и беспощад­ным взглядом. Я с нежностью вспоминаю те дни, когда еще не писал стихов, а делал весьма реальные и зримые вещи: про­верял крепление деревянных ферм, замерял кубометры кир­пичной кладки, с нивелиром устанавливал отметки проло­женных труб. Вот почему я счи­таю Донбасс первой школой, которую мне пришлось пройти в жизни», — писал поэт в «Авто­биографии».

«Я ходил в брезентовой спецовке,
Графики чертил карандашом,
Я питался каждый день в столовке
Все одним и тем же гуляшом»

 

По материалам книги: Журавлева Т.Л. Вернулся я на родину: Михаил Матусовский и Луганск. – Луганск: изд-во «Шико», 2010 – 152 с.

Запись опубликована в рубрике 90 лет колледжу, История колледжа, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.