Проблема преступления и наказания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

4_4fhMr5gqkПроблема преступления и наказания на протяжении длительного времени  занимала умы многих писателей мировой литературы, в том числе и Ф.М.Достоевского.
Слово «преступление» в толковом словаре В. И. Даля, происходит  от глаголов «переступить» и «переступать», а толкуется «преступление» как «самое дело, проступок в грехе, беззаконие, проступок, противный закона». Христианская же трактовка предполагает одну из библейских заповедей «не убий». Библия рассматривает всякое кровопролитие как тягчайшее нарушение воли Божьей. Оно является первым конкретным проявлением грехопадения человека и губительно не только для самого человека, но и для всего творения («голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли»). Убийство входит в мир в результате человеческого греха и становится причиной первой человеческой смерти.      T7ZF3ev-fjY
8 ноября 2018 года в рамках Центра духовного развития состоялось занятие по литературе, на которое был приглашён священнослужитель Церкви Киприана и Иустины отец Николай. Что такое духовность? Что такое грех? Что такое преступление? Почему человек совершает преступление? Насколько христианский роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? На эти вопросы попытались найти ответы студенты групп С-9-11 и АТ-9-11 вместе с отцом Николаем.

dFtcVhl8jYsПреподаватель Лапина Л.Н. рассказала как писалось «Преступление и наказание». Читая роман, нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там. Во время краткого пребывания в Тобольске, по пути на каторгу в Омск, Достоевскому подарили Евангелие. Всё время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своеfZWuj6AmxLkй жизни.  Периоды заключения и военной службы стали поворотными в жизни Достоевского: из ищущего идеалы человека он перевоплотился в глубоко верующего, единственным достойным поклонения для которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос. Поэтому «Преступление и наказание» нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: «Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле». Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.Ma_lvu_PhL4
Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? С таким вопросом обратился к аудитории отец Николай. Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время, чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний. В чём выражается духовность? Поразмыслив, студенты пришли к выводу, что духовность выражается: в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота; избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других; помощи нуждающимся; социальности и открытости обществу; отсутствии желания как можно больше заработать; спокойствии и уравновешенности. А в обычной жизни духовность проявляется в мелочах. Это приверженность религии, занятия благотворительностью, уважительное отношение к старшим и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.y8Qz5zPv2h0
Почему же Раскольников, являясь духовным человеком, совершил один из самых тяжких грехов — убийство… из любви к людям? Как соотнести духовность и преступление? Отец Николай высказал свою точку зрения по поводу главной мысли романа «Преступление и наказание» — она проста и ясна. Она есть воплощение шестой заповеди Божьей – «Не убий». Но Достоевский не просто декларирует эту заповедь. Он доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.  В детстве главный герой верил в Бога и жил по его законам, то есть жил так, как велела ему его совесть. В юности же, приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, вопиющую социальную несправедливость, и все это поколебало его веру в Бога. Мысли, подобные мыслям главного героя в тот период витали в воздухе. Это идеи об убийстве одного паука ради блага тысяч людей. Правом на уничтожение обладает особый класс людей – «сверхчеловеки», которые являются создателями нового в мире, они «двигатели» человечества. Примерами таких людей служат Наполеон и Ньютон. Остальные же не способны оценить деятельность наполеонов, их открытия. Их Раскольников называет «тварями дрожащими». Следствием этих идей становится намерение главного героя убить старуху-процентщицу. Конфликт усиливается тем, что она не вызывает симпатий ни у автора, ни у читателей. Так Достоевский провоцирует нас на согласие с Раскольниковым. После совершения убийства главный герой потрясен, но не раскаивается. Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и тем самым доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца.kIygH41OjkI
Студенты принимали активное участие в диалоге с отцом Николаем и в конце занятия пришли к единодушному выводу  о действенной силе добра, о той силе, которую дает ҹеловеҹеской душе пропущенная ҹерез сердце вера в Бога. Разрушив «стройную теорию» и «простую арифметику» идеи Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание», Федор Михайлович Достоевский предостерег человечество от опасности «простых решений» с помощью революционных бунтов, провозглашая один закон человеческих отношений — закон нравственный.

Преподаватель Лапина Л.Н.

Запись опубликована в рубрике Комиссия гуманитарных и общественных дисциплин, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.