В программу дисциплины «Основы философских знаний» входит раздел «Религиоведение». Студенты групп Т-31, С-31, С-32, М-31 и БО-21 приступили к изучению темы «Религия как предмет исследования, как форма мировоззрения, её предмет и функции. Мировые религии: Буддизм, Ислам, Христианство. Возникновение и эволюция Христианства».
На занятие, которое состоялось 17.03.2016 года, мы пригласили гостя- отца Николая, священнослужителя Церкви Киприана и Устины, который сотрудничает с нашим колледжем в рамках Проекта по духовно- нравственному воспитанию студенческой молодежи и принимает активное участие в заседаниях Центра духовного развития, проводит в учебных группах часы духовного общения.
Преподаватель Ходырева О.Т. рассказала студентам об особенностях религиоведения, как самостоятельной науки.
Религиоведение- это отрасль гуманитарного знания, возникла в 19 в.- на стыке философии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания, мифологии, фольклористики.
Задача религиоведения: беспристрастное исследование религий мира т.е. это наука о религии.
Со временем к изучению религии подключились филологи, историки, правоведы, социологи, психологи и др.
Сегодня религиоведение- самостоятельная отрасль научного знания и её предметом является религия- как составная часть культуры и её взаимодействие с различными областями жизни и деятельности человека.
Цель религиоведения: религию можно и нужно изучать (с помощью рациональных методов познания) как социальную реальность, доступную эмпирическому исследованию, рациональному объяснению и теоретическому анализу.
Термин «религия» (лат.)- благочестие, святыня, одна из областей духовной жизни. Она тесно связана с моралью, наукой, искусством и философией.
Религиоведение — изучает закономерности возникновения развития и функционирования религии.
Затем Ольга Тимофеевна передала слово отцу Николаю. Священнослужитель Николай кратко остановился на освещении вопроса о мировых национальных религиях, их истории становления, развития и современном состоянии. И более подробно осветил вопрос возникновения становления и эволюции Христианства. Особое внимание он уделил восточной ветви Христианства- православию. Студенты с интересом слушали публичную лекцию отца Николая. Они узнали, что Христианство возникло в I веке н.э. в Палестине на востоке Римской Империи на базе иудаизма, а в 1054 году произошло его разделение на православие и католицизм. Появилось три ветви Христианства: православие, католицизм и протестантизм, которые существуют и сегодня.
Православие (греч. «правоверие») сложилось еще около 395 года, но оформилось в 11 веке, оно имеет особенности своего вероучения и культа.
Выступление отца Николая сопровождалось показом слайдов и видеофильма об истории возникновения и развития Христианства, которые подготовили студенты группы А-41. Это помогло студентам, слушавшим лекцию, успешно воспринимать новый материал и работать со своими конспектами, делать записи.
В начале занятия студентам были заданы философско- мировоззренческие вопросы:
- Как дух соотносится с материей?
- Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы?
- Конечен или бесконечен мир?
В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своём вечном движении?
- Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира?
- Какова природа человеческого духа, разума?
- Как человек познаёт мира и самого себя?
- Что есть истина и заблуждение?
- Что такое добро и зло? Как их отличить?
- В чем сокровенный смысл истории человечества?
Все эти и подобные вопросы не могут не волновать каждого человека и размышляя над ними человек неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции. Опираясь при этом на наследие естественных и общественных наук и особенно на достижения НТР. Студенты, с помощью преподавателя, нашли точки соприкосновения в ответе на эти вопросы с такими предметами как история, социология, культурология, литература и др.
В конце занятия студенты задали вопросы отцу Николаю- какие существуют Христианские праздники, почему в последние годы растет интерес людей и особенно молодежи к религии, как церковь относится к научно- техническим достижениям и другие.
Все присутствующее на занятии пришли к выводу, что религия сегодня неотделима от особенностей человеческого существования, потребностей человека в осмыслении своего места в мире. Она является специфически человеческим способом обживания и осознания мира.
Проблемы смысла жизни, счастья, возможности, развития личности, бессмертия являются экзистенциальными (существующими), поскольку неразрывно связаны с существованием человека, его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. А религия- это один из вариантов поиска смысла существования, одна из попыток понять мир.