К 200-летию со дня рождения А.Н. Островского

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР РУССКОЙ ДРАМЫ
Книжная выставка

Островский обладал
глубоким пониманием
русской жизни.
Н. Добролюбов

 Островский  200 лет (1)12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского драматурга А. Н. Островского.

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Его роль в развитии русской драматургии, сценического искусства и всей отечественной культуры трудно переоценить.

Это один из известнейших основоположников современного русского театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова. Его пьесы стали классическими для общемировых театральных площадок и еще долго будут привлекать умы и сердца отечественных и зарубежных зрителей гуманистическим и оптимистическим пафосом своих идей, глубокой и широкой обобщенностью своих героев, добрых и злых, их общечеловеческими свойствами, неповторимостью своего оригинального драматургического мастерства. Творчество А.Н. Островского осталось бессмертным, обессмертив и имя писателя.

Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

Островский стал первым в русской драматургии, кто вывел на передний план негероический быт купеческого сословия. Купечество считалось прослойкой, служащей наполнением товарами лавок и магазинов. До Островского купцы на сцене появлялись либо как персонажи комические, либо как эпизодические.

Вплоть до 1851 года Островский служил в судах – и сочинительствовал. Первая пьеса, принёсшая ему известность, – комедия «Свои люди – сочтёмся», в которой уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Пьеса была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин»; незадолго до смерти её успел поддержать Гоголь. Но до театральной премьеры дело тогда так и не дошло: цензура запретила постановку.

«С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное – думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя…»  (Ю.М.  Лотман).

Реалистические пьесы Островского принципиально отличались от выдуманного мира романтической мелодрамы и бойких, но плоских и крайне условных водевилей. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским, А. П. Чеховым и М. А. Булгаковым.

К этому событию в библиотеке колледжа организована книжная выставка к 200-летию писателя.

Издания, представленные на выставке, среди которых:

3490767_sbig1Кулешов, В.И. История русской литературы/В. И. Кулешов. – Москва: Русский язык. – 1989, 639 с.

Русская литература имела особое значение в духовном развитии народа, в истории становления русской государственности. Литература приобретала значение совести народа. Она служила единению и развитию России. Таким образом, творчество писателей выделено отдельно, которые оказали огромное влияние на современный литературный процесс.

Хорошо сказал об Островском И.А.  Гончаров  в специальном обращении к нему, когда отмечалось тридцатилетие деятельности драматурга: «Литературе Вы принесли в дар, целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир».

IMG_20230405_103615Лакшин, В.Я. Пять великих имен. Статьи, исследования, эссе/В.Я. Лакшин. – Москва: Современник, 1988. – 460 с.

Это путешествие по минувшему веку, рассказывает  нам о судьбах писателей-классиков и  о том, как создавались и находили дорогу к читателю книги, составившие гордость национальной культуры.

 

 

IMG_20230405_103418Немирович-Данченко, В. И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма/ В. И. Немирович-Данченко. – Москва: Правда, 1989. – 576 с.

В. И. Немирович-Данченко отметил в этой статье, «…что очень важно, чтоб актёр всем своим существом нес публику правду Островского. Миролюбие его честное, его Доброе, его Улыбчивое, его яркое, красочное слово – в этом искал обаяние, в этом заимствовал уроки для сценического воздействия – Живую жизнь»!

 

IMG_20230405_103625Александр Островский сказал однажды: «Я и есть русский театр». И это не преувеличение. Всего драматург написал около 50 произведений.  Наиболее известные пьесы Островского. «Свои люди – сочтёмся», «Не в свои сани не садись», «Не всё коту масленица», «В чужом пиру похмелье», «Бедность не порок», «Светит, да не греет», «На каждого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Снегурочка», «Гроза», «Лес».

Читая произведения А. Н. Островского, мы видим, говоря словами Н. Добролюбова, что  «…перед нами все признаки высочайшего искусства, которое бессмертно».

Библиотекарь колледжа – Титова М. И.

Запись опубликована в рубрике Библиотека ЛАСК. Добавьте в закладки постоянную ссылку.