Из истории праздника -День народного единства:
«…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
А. С. Пушкин
4 ноября мы вместе с народом братской России отмечаем День народного единства , или, как его еще называют-День единения и согласия. Этот день имеет большую историю и огромный исторический и патриотический смысл. Он символизирует единение народа, причастность каждого из нас к судьбе нашей Отчизны, желание дальнейшего процветания нашей Родине.
«Не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего, цели будущего»- М. Горький.
История этого праздника уводит нас к событиям далекого смутного времени, связанного со смертью царя Ивана Грозного, продолжавшегося с 1598г. по 1613 г. Что привело к этому? В 1598 г. в Москве умирает наследник царя сын Федор, а в Угличе- убит царевич Дмитрий. Тем самым прерывается династия Рюриковичей. На престол приходит Б. Годунов, появляются самозванцы- лжецари, единая страна распадается. Власть захватывают бояре и начинаются распри между ними и князьями. Все это сеет смуту среди войск и в народных массах.
В стране начинается политический, экономический и социальный кризис. Ко всему этому прибавляется еще беда: в результате погодных условий случился голод в 1601-1603 году. Население массово умирает, доверие к власти падает. Начались повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство- все это поразило страну.
Еще одна из причин- проходившие войны. Польское государство претендовало на русские земли и на царский престол. Это были годы польско-литовско-шведской интервенции. В России правит «Семибоярщина», которая заключает с поляками договор, по которому русские должны были признать царем польского короля Сигизмунда. В сентябре 1610 года они тайно провели польские войска в Москву, что стало актом национальной измены. И тогда русский патриарх Гермоген обращается к народу с призывом встать на защиту Родины, своей веры и изгнать поляков из Москвы. Он посылает грамоту нижегородцу Козьме Минину с этим обращением.
Козьма Минин был сельский староста, торговый человек, имеющий авторитет у простых людей, всегда поддерживающий их, и заряжающий энергией, обладающий лидерскими качествами. Осенью 1611 года он в Нижнем Новгороде обращается к жителям на сходке: «Православные люди, давайте поможем Московскому государству, не пожалейте ни жизни, ни имущества своего. И пусть от нашего города пойдет великое дело!»
Во многие города были посланы «грамоты» с призывом встать на защиту своего Отечества. И русские люди подхватили призыв.
Началось патриотическое освободительное движение. Это ополчение возглавили К.Минин и князь Д.Пожарский.
Дмитрий Пожарский-военный, человек чести и порядочности. В ту пору таких людей называли «алмазами-адмантами» за прозрачность и твердость духа. Он относился к роду Рюриковичей , был известен своим мужеством и преданностью Родине.. Козьма Минин зная его лично, видел только Д. Пожарского во главе ополчения. .
Так два человека, избранные народом возглавили ополчение. Причем, они проявили не только боевые качества, а сумели с помощью дипломатии уговорить казаков, присягнувшим уже полякам, перейти на сторону народа, пообещав им большие дары. Этим самым они уменьшили количество врагов, которых и так хватало. Под их знамена собралось более 10 тысяч простых людей, около 3 тысяч казаков, более 1 тысячи стрельцов и крестьян. Движение ополченцев по пути к Москве нашло поддержку во всех российских городах. Так в трудную минуту произошло единение народа перед лицом опасности -не первый и не последний раз в нашей истории.
И как было принято всегда на Руси, прежде, чем выступить на Москву , Минин и Пожарский зашли в Суздальский Спасо- Ефимский монастырь , чтобы по обычаю русских людей перед важным делом помолиться. 22 октября(по ст. стилю) или 4 ноября(по новому стилю) они вошли в Никольские ворота и мощным штурмом овладели московским Китай-городом ( исторический район Москвы, ныне-Тверской), изгнав поляков из Москвы.
Они торжественно внесли в него икону Казанской Божьей Матери и дали обет в соответствии с русскими традициями в ознаменование этого исторического события построить здесь церковь.
Русский историк Н. Карамзин писал: «История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».
Эта победа стала мощным толчком для возрождения русского государства. Еще во времена царя Алексея Михайловича с 1649 г. этот день был объявлен днем Казанской иконы Божьей Матери, которая стала особо почитаемой. При нем было издано постановление о праздновании в этот день избавления от Смутного времени.
Дмитрий Пожарский исполнил свое обещание, построив Казанский собор( в летописи указан 1625 год). Страна еще находилась в хаосе, погибали люди. Но нашлись силы, которые позволили объединить страну именно на основе единства. В одном строю стояли люди разных сословий и положения. В этом единстве была сила немалая. И хотя борьба за утверждение своего национального существования еще предстояла долгая, но на Руси этот день стали отмечать как День воинской славы России.
В 1818 году в память об освободительном движении на Красной площади в Москве у стен Покровского собора был установлен памятник Минину и Пожарскому .
С 2005 года этот день 4 ноября стал официальным Днем народного единства. Этот праздник не нов, это возвращение к старым традициям. Что может быть более великим, чем сохранить свою страну и народ? Также как и в годы Великой Отечественной войны народ нашел в себе силы объединиться и победить в той страшной войне!
День народного единства показывает, что у народа всегда находятся силы для спасения своей страны, своей Родины!.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
(Э.Асадов)
Библиотека колледжа.