ЧАС ИСТОРИИ «ВМЕСТЕ МЫ ЕДИНЫ»

00000000000006xИз истории праздника -День народного единства:

«…Клянусь честью, что ни  за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
А. С. Пушкин

4 ноября мы вместе с народом братской России отмечаем День народного единства , или, как его еще называют-День единения и согласия. Этот день имеет большую историю и огромный исторический и патриотический смысл. Он символизирует единение народа, причастность каждого из нас к судьбе нашей Отчизны, желание дальнейшего процветания нашей Родине.

«Не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего, цели будущего»- М. Горький.

История этого праздника уводит нас к событиям далекого смутного времени, связанного со смертью царя Ивана Грозного, продолжавшегося с 1598г. по 1613 г.  Что привело к этому? В 1598 г. в Москве умирает наследник царя сын Федор, а в Угличе- убит царевич Дмитрий. Тем самым прерывается династия Рюриковичей. На престол  приходит Б. Годунов, появляются самозванцы- лжецари, единая страна распадается. Власть захватывают бояре и начинаются распри между ними и  князьями. Все это сеет смуту среди войск и в народных массах.

В стране начинается политический, экономический и социальный кризис. Ко всему этому прибавляется еще беда: в результате погодных условий случился голод в 1601-1603 году.  Население массово умирает, доверие к власти падает. Начались повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство- все это поразило страну.

Еще одна из причин- проходившие войны. Польское  государство  претендовало на русские земли и на царский престол. Это были годы польско-литовско-шведской интервенции.  В России правит «Семибоярщина», которая заключает с поляками договор, по которому русские должны были признать царем польского короля Сигизмунда. В сентябре 1610 года они тайно провели польские войска в Москву, что стало актом национальной измены. И  тогда русский патриарх Гермоген обращается к народу с призывом встать на защиту Родины, своей веры и изгнать поляков из Москвы. Он посылает грамоту нижегородцу Козьме Минину с этим обращением.

Козьма МининКозьма Минин был сельский староста, торговый человек, имеющий авторитет у простых людей, всегда поддерживающий  их, и заряжающий энергией, обладающий лидерскими качествами. Осенью 1611 года он в Нижнем Новгороде обращается к жителям на сходке: «Православные люди, давайте поможем Московскому государству, не пожалейте ни жизни, ни имущества своего. И пусть от нашего города пойдет великое дело!»

Во многие города были посланы «грамоты» с призывом встать на защиту своего Отечества. И русские люди подхватили призыв.

Началось патриотическое освободительное движение. Это ополчение  возглавили  К.Минин и князь Д.Пожарский.

Дм. ПожарскийДмитрий Пожарский-военный, человек чести и порядочности. В ту пору таких людей называли «алмазами-адмантами» за прозрачность и твердость духа. Он относился к роду Рюриковичей , был известен своим мужеством и преданностью Родине.. Козьма Минин зная его лично, видел  только Д. Пожарского во главе ополчения. .

Так два человека, избранные народом возглавили  ополчение. Причем, они проявили не только боевые  качества, а сумели с помощью дипломатии  уговорить  казаков, присягнувшим уже полякам, перейти на сторону народа, пообещав  им большие дары. Этим самым они  уменьшили количество врагов, которых и так хватало. Под их знамена собралось  более 10 тысяч простых людей, около 3 тысяч казаков, более 1 тысячи стрельцов и крестьян. Движение ополченцев по пути к Москве  нашло поддержку во всех российских городах. Так в трудную минуту произошло единение народа  перед лицом опасности -не первый и не последний раз в нашей истории.

И как было принято всегда на Руси, прежде, чем выступить на Москву , Минин и Пожарский зашли в Суздальский Спасо- Ефимский монастырь , чтобы по обычаю русских людей перед важным делом  помолиться.            22 октября(по ст. стилю) или 4 ноября(по новому стилю)  они вошли в Никольские ворота  и мощным штурмом овладели московским Китай-городом ( исторический район Москвы, ныне-Тверской), изгнав поляков из Москвы.Lissner_Izgnanie-polyakov-iz-Kremlya-700x515

k-minin-2Они торжественно внесли в него икону Казанской Божьей Матери  и дали обет в соответствии с русскими традициями в ознаменование этого  исторического события построить здесь церковь.

Русский историк Н. Карамзин писал: «История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость  их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали  с удивительным единодушием».

Эта победа стала мощным толчком для возрождения  русского государства. Еще во времена царя Алексея Михайловича  с 1649 г. этот день был объявлен днем Казанской  иконы Божьей Матери, которая стала особо почитаемой. При нем было издано постановление о праздновании в этот день избавления от  Смутного времени.

Дмитрий Пожарский исполнил свое обещание, построив  Казанский собор( в летописи указан 1625 год). Страна еще находилась в хаосе, погибали люди.  Но нашлись силы, которые позволили  объединить страну именно  на основе единства.  В одном строю стояли люди разных сословий и положения. В этом единстве была сила немалая. И хотя борьба за утверждение  своего национального существования  еще предстояла долгая, но на Руси этот  день стали отмечать как День воинской славы России.kazanskiy_sobor_2

памятник Минину и ПожарскомуВ 1818 году в память об освободительном движении на Красной площади в Москве у стен Покровского собора был установлен памятник Минину и Пожарскому .

С  2005 года этот день  4 ноября стал официальным Днем народного единства.  Этот праздник не нов, это возвращение к старым традициям. Что может быть более великим, чем сохранить свою страну и народ?  Также как и в годы Великой Отечественной войны народ нашел в себе силы   объединиться и победить в той страшной войне!

День народного единства показывает, что у народа всегда находятся силы для спасения своей страны, своей Родины!.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
(Э.Асадов)

Библиотека  колледжа.

Запись опубликована в рубрике Библиотека ЛАСК. Добавьте в закладки постоянную ссылку.