Первый основной выпуск техников-строителей в нашем учебном заведении состоялся в 1933 году. Среди них был поэт-песенник Михаил Матусовский.
После окончания семилетней школы перед Мишей Матусовским стал вопрос о дальнейшем образовании. Родители настаивали на выборе технической профессии. Однако Михаилу как сыну «лишенца» (человека, имеющего «свое» дело, и поэтому лишенного избирательных прав) было отказано в учебе в выбранном техникуме.
Родителине могли примириться с тем, что их сын не получит образования. «Папа обивал пороги начальства, сидел в приемных, кого-то дожидаясь…» Точно неизвестно, то ли сыграла роль известность отца (прим. известного фотографа города), к которому приходили фотографироваться не только простые горожане, но и местные руководители, то ли помогло ходатайство знаменитого фотографа из Москвы, который находился проездом в Луганске, однако Михаила принимают в техникум гражданского и промышленного строительства.
Так юноша стал овладевать профессией строителя, учиться мерзнуть на ветру, готовить строительный раствор, рыть котлованы и в перерывах писать стихи. Михаил, будучи студентом, руководил строительством здания медсанчасти на территории паровозостроительного завода. Интересно, что в годы Великой Отечественной войны многие заводские помещения будут разрушены. Но здание бывшей медсанчасти останется стоять прочно и надёжно. Узнав об этом, Матусовский напишет: «Вот ведь как получается: сколько сгорело городов и деревень, рухнуло очагов и кровель, а скромный двухэтажный домик, для которого достаточно было бы одной небольшой фугаски, стоит себе и стоит. Если бы хоть две стихотворные строки мои выдержали такое испытание временем, как дом моей юности!»
Однако вскоре оказалось, что «…учиться в техникуме скучно. Некоторое разнообразие вносит только пожарная команда, расположенная тут же во дворе». В начале 1930-х годов строительный техникум находился в здании бывшей городской думы. А пожарная часть базировалась там еще с конца XIX века. Ныне в этом здании располагается Музей истории и культуры города Луганска.
В годы юности Михаила Матусовского Луганск стал одним из флагманов промышленности страны. Паровозостроительный завод выпустил в 1934 году 226 мощных паровозов «ФД» (Феликс Дзержинский). На Всемирной выставке в Париже в 1937 году этот локомотив был удостоен первой премии и золотой медали. Закончив техникум, Михаил идет работать на этот завод.
«Мне было девятнадцать лет, когда я пришел в котлованы Луганстроя, на строительство осеобдирочного цеха, в качестве десятника. Прорабом на этой стройке был инженер Дегтярев, не дававший поблажек ни себе, ни другим. Он появлялся на стремянках неожиданно, по ночам, и никто не знал, когда он отдыхает.
В то время на стройках первых пятилеток возникла поэтичная легенда о Железном прорабе, о неутомимом одиноком человеке, посвятившем всю свою жизнь строительству. Согласно этой легенде, Железный прораб обходит строительную площадку и поднимается на леса, и ничто не может укрыться от его воспаленных, не ведающих сна глаз. Наш инженер Дегтярев казался мне тогда Железным прорабом. Я благодарен жизни за то, что мне довелось начинать свой путь и работать под его строгим и беспощадным взглядом. Я с нежностью вспоминаю те дни, когда еще не писал стихов, а делал весьма реальные и зримые вещи: проверял крепление деревянных ферм, замерял кубометры кирпичной кладки, с нивелиром устанавливал отметки проложенных труб. Вот почему я считаю Донбасс первой школой, которую мне пришлось пройти в жизни», — писал поэт в «Автобиографии».
«Я ходил в брезентовой спецовке,
Графики чертил карандашом,
Я питался каждый день в столовке
Все одним и тем же гуляшом»
По материалам книги: Журавлева Т.Л. Вернулся я на родину: Михаил Матусовский и Луганск. – Луганск: изд-во «Шико», 2010 – 152 с.